ИД «Истоки» - Стержневая основа
ИСТОКИ
О программе Система подготовки Новости
Истоковедение Рекомендации Дошкольное образование
Стержневая основа Методическая школа Начальная школа
УМК Вестник и публикации Заявка
Стержневая основа   
Стержневая основа
Особенностью программы «Истоки» является стержневая основа содержания образования и воспитания — предмет «Истоки» (авторы: А.В. Камкин, профессор ВГПУ, г.Вологда, И.А. Кузьмин, профессор РАЕН, г. Москва), программа «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы: И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, В.Н. Синицына, М.А. Сергеева, Н.А. Костромина) и программа дополнительного образования «Северная Фиваида».

СТЕРЖНЕВАЯ ОСНОВА ИСТОКОВЕДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Курс пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» направлен на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Содержательной основой программы является система понятий и категорий, представленных в курсе «Истоки» для начальной школы (авторы: профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камкин).

3-4 года. Слово, Образ, Книга

4-5 лет. Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души

5-6 лет. Вера, Надежда, Любовь, Мудрость

6-7 лет. Традиции Слова, Образа, дела и праздника


СТРУКТУРА УЧЕБНОГО КУРСА «ИСТОКИ»
(категории и ценности курса)

В центре учебного курса — УНИВЕРСАЛИИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Задача учебного курса «Истоки» — дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности школьников.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1 класс. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Приводит учащихся к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры, как Слово, Образ и Книга. Дети получают знания о мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).

2 класс. Вводит младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации: «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд души».

3 класс. Призван подвести учащихся к истокам духовности, морали, нравственности и этики, которые традиционно присущи российской цивилизации.

4 класс. Знакомит учащихся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, дела и праздника) как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА

5 класс. Память и мудрость Отечества. Знакомит учащихся с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни.

6 класс. Слово и Образ России. Осваиваются «код» пространства и «ритмы» времени, как важнейшие цивилизационные ценности, открывается образ времени, смысл жизненных ритмов общества и человека.

7 класс. Истоки дела и подвига. Представлены традиции, смыслы и духовно-нравственные основы ведущих видов деятельности: крестьянского и ремесленного труда, купечества и предпринимательства, государственного, воинского и духовного служения.

8 класс. Истоки творчества. Исследуется язык, образы и мотивы различных жанров отечественного искусства, его патриотическое и духовно-нравственное содержание.

9 класс. В поисках Истины. Представлены различные пути к ИСТИНЕ, которыми веками шел человек в нашем Отечестве.

10 класс. Служение Отечеству. Осмысливается значение служения Отечеству в многовековой истории России, определяется собственное воззрение на служение Отечеству.

11 класс. Отечественные традиции. Осмысливаются ТРАДИЦИИ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ в разные периоды развития социокультурного пространства России, определяются главные жизненные ориентиры на основе отечественных традиций.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ «ВОСПИТАНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ»

Содержательным стержнем программы является система категорий и понятий, изучаемых в курсе «Истоки».

Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте» — помочь учащимся соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами, выбрать то, что они считают самым важным для своей семьи и для себя в определенном программой контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт на страницах Первой книги.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

1 класс. Присоединение учащихся и их семьи через совместную деятельность к единым духовно-нравственным и социокультурным ценностям.

2 класс. Развитие чувства ответственности за благополучие семьи, за продолжение рода, чувства любви к родному очагу и родной природе.

3 класс. Развитие внутренних ресурсов человека, развитие духовно-нравственной основы личности.

4 класс. Позволяет переосмыслить и закрепить социокультурный опыт, накопленный в начальной школе, развить мотивацию к совершенствованию личности.

Успех предмета и воспитательной программы объясняется системой категорий и ценностей, составляющих их содержание. Имя и род, дом и семья, Вера и Надежда, икона и храм, песня и праздник, любовь и мелосердие — эти и иные темы курса присоединяют ребенка к коренным устоям российской цивилизации, помогают ему стать «своим».
Предмет и программа обеспечены педагогической и психолого-методической системой. Сердцевиной урока становятся диалоги. Идет не запоминание, а совместное размышление. Каждый урок ориентирован на положительный жизненый опыт ребенка, его семьи и близких — так «Истоки» превращаются в уроки жизни, побуждая детей и взрослых к добрым делам и поступкам. Так развивается идея активного воспитания.

Издательский дом "ИСТОКИ" © 2004—2016
т./ф.: (495) 737-41-94, (495) 225-15-71
e-mail: istoky@col.ru