ИД "Истоки" - Истоковедение
ИСТОКИ
О программе Система подготовки Новости
Истоковедение Рекомендации Дошкольное образование
Стержневая основа Методическая школа Начальная школа
УМК Вестник и публикации Заявка
Истоковедение  
Истоковедение
ИСТОКОВЕДЕНИЕ — новое междисциплинарное, интегрирующее направление в науке и образовании, отвечающее за привнесение в образование первоначального контекста системы духовно-нравственных и социокультурных категорий и ценностей.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, как новое направление в науке и образовании, впервые признано Российской Академией естественных наук в 2000 году.

В программе «Социокультурные истоки» представлены 5 уровней:
* методологический;
* концептуальный;
* программно-содержательный;
* методический;
* инструментарий и технологии;

Истоковедение развивает социокультурную основу
во всех звеньях образования

Истоки связывают прошлое настоящее и будущее


В основе программы «Истоки»
социокультурный системный подход к истокам в образовании
(автор И.А. Кузьмин, профессор, член-корр. РАЕН, г. Москва)


Социокультурный системный подход к истокам в образовании позволяет:
* объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
* обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;
* развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;
* использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;
* развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ:
* интегрирующее направление в образовании, утверждающее духовный потенциал России;
* направление, способное на практике осуществить межпредметные связи во всех звеньях образования и развить единое образовательное пространство;
* возрождает первоначальный контекст категорий и ценностей в обществе;
* имеет новую педагогическую технологию гармоничного развития личности;
* выводит на новое понимание качества образования, включающего не только освоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных, управленческих способностей, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта.


Содержание научно-методических сборников «Истоковедение»
(тт. 1, 2, 3-4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13-14, 15)

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 1

* Л.П. Сильвестрова. О первых итогах деятельности кафедры и кабинета ИСТОКОВЕДЕНИЯ.
* Л.П. Сильвестрова. Организационное развитие ИСТОКОВЕДЕНИЯ на современном этапе.

Часть I. Общие материалы, концепции, программы, методологические разработки.
* И.А. Кузьмин. Место Истоков в образовании.
* Концепция регионализации образования на основе ИСТОКОВЕДЕНИЯ.
* А.В. Камкин, О.А. Бандяк. О развитии программы «Истоки».
* О результатах II и III Межрегиональных научно-практических конференций по Истоковедению (г. Вологда).

Часть II. Развитие стержневой основы Истоковедения.
* И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. «Истоки». Программа для начальной школы (1–4 классы).
* И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, В.Н. Синицына. «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для начальной школы (1–4 классы).
* О.А. Бандяк. «Воспитание на социокультурном опыте», 1 класс. Методическое пособие. Активные формы развития.
* А.В. Камкин, Н.В. Котельникова, О.А. Бандяк. «Истоки»–2. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради.
* О.А. Бандяк. «Истоки»–2. Методическое пособие. Активные формы обучения (системная разработка).
* О.А. Бандяк. Особенности методики преподавания предмета «Истоки», 2 класс.
* «Истоки»–2. Педагогический опыт.

Часть III. Развитие единого образовательного пространства.
* С.А. Пепшина. Социокультурное развитие учебной Организации.
* Научные материалы, методологические разработки и учебно-методические комплекты по программе «Социокультурные истоки» (на 2001 год).

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 2

* Л.П.Сильвестрова. ИСТОКОВЕДЕНИЕ – открытая система организационного развития.

Часть I. Общие материалы, концепции, программы, методологические разработки.
* И.А.Кузьмин. О развитии образовательной области ИСТОКОВЕДЕНИЕ.
* И.А.Кузьмин, А.В.Камкин. О программе «Социокультурные истоки».
* О результатах IV научно-практической конференции «ИСТОКОВЕДЕНИЕ в региональном образовании».
* М.Н.Иванова. О качестве образования в контексте ИСТОКОВЕДЕНИЯ.
* Н.Ю.Твардовская, Ю.М.Пучкова. Социокультурный тренинг – уникальная педагогическая технология.

Часть II. Развитие стержневой основы Истоковедения.
* А.В.Камкин, Н.В.Котельникова, Н.Ю.Твардовская. «Истоки–3». Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради.
* Н.Ю.Твардовская. «Истоки–3». Активные формы обучения (системная разработка). Методическое пособие.
* А.В.Камкин. «Истоки». Программа для основной школы (5 класс).
* Н.В.Котельникова, Н.Б.Красикова. «Истоки–5». Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради.
* Н.Б.Красикова, О.И.Мисаилова, Н.Ю.Твардовская. «Истоки–5». Активные формы обучения (системная разработка). Методическое пособие.
* М.Н.Иванова. Воспитание в дошкольном образовании в контексте ИСТОКОВЕДЕНИЯ.
* О.А.Бандяк. «Воспитание на социокультурном опыте», 2 класс. Методическое пособие. Активные формы развития.
* Т.Д.Паина. «Воспитание на социокультурном опыте», 3 класс. Методическое пособие. Активные формы развития.

Часть III. Развитие единого образовательного пространства.
* А.А.Романов, И.В. Абанина. Лестница восхождения.
* Из опыта экспериментальной работы школы № 22 г. Вологды.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 3-4

* В.Е. Позгалев. «Времен связующая нить».

ЧАСТЬ I. Стратегии и технологии в программе «Истоки».
* Материалы I Всероссийской конференции «Стратегии и технологии в программе «Истоки» (г. Москва, 2003 г.).
* И.А. Кузьмин. Комплекс «Социокультурные истоки» как духовно-нравственная составляющая программы модернизации образования России.
* А.В. Камкин. Воспитательные духовно-нравственные приоритеты программы «Истоки».
* И.А. Макарцева. О реализации комплексной программы «Социокультурные истоки» в Вологодской области.
* Н.М. Кислякова. О реализации системного проекта «Урал. Человек. Истоки» в образовательных учреждениях Свердловской области.
* В.А. Тестов. Стратегия обучения математике в контексте ИСТОКОВЕДЕНИЯ.
* Г.М. Хомякова. Организация информационно-библиотечной поддержки программы «Социокультурные истоки».
* Л.М. Дубова. Активные формы обучения в работе школьной библиотеки.
* Л.А. Мартыненко, О.Ю.Коровина. Истоки отечественной литературы и русского языка. А.С. Пушкин. «Святая Родина моя!».
* Л.П. Сильвестрова. Организационное развитие программы «Социокультурные истоки» в регионе.
* О.А. Бандяк. Развитие программы «Воспитание на социокультурном опыте» в начальной школе.
* О.В. Быковская. Истоки ремесла — системообразующий фактор развития профессиональной школы.
* Н.В. Шанькова. Школа как социальный институт.
* О.А. Кобякова. Развитие программы «Истоки» в муниципальной системе образования.
* Т.Н. Гурина. О реализации программы «Истоки» в муниципальной образовательной системе Кирилловского района Вологодской области.
* С.А. Пепшина. О системном развитии образовательного учреждения.
* Материалы VIII Всероссийской конференции «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки». Взаимодействие Церкви, Семьи и Школы» (г. Москва, 2010 г.).
* И.А. Кузьмин. Развитие духовно-нравственной стержневой основы Истоковедения.
* А.В. Камкин. Развитие содержания курса «Истоки»: православный контекст.
* В.И. Шеремет. Проблема «поколенческой справедливости» и пути ее решения в системе ценностей
* Национальной социокультурной образовательной программы «Истоки».
* Т.Ю. Дьячкова, Н.Н.Хандогая, Т.А.Максимова. Из опыта создания условий для ведения курса «Истоки» в школе.
* М.В. Шипунова. Памятник прошлого как вещественное воплощение духовно- нравственных ценностей народа.
* Решение VIII Всероссийской конференции «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки». Взаимодействие Церкви, Семьи и Школы».

Часть II. Общие материалы, программы, проекты.
* И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. О программе «Социокультурные истоки».
* Коллектив авторов. Концепция регионализации образования на основе ИСТОКОВЕДЕНИЯ.
* В.В. Нестеров, Л.М. Андрюхина, Г.В. Сорвачева, Т.М. Наумова. Системный проект развития регионального комплекта учебных изданий Свердловской области на основе социокультурного подхода «Урал. Человек. Истоки».
* Из концепции секции социокультурных и цивилизационных проблем РАЕН.
* Из рекомендательного письма Комитета по образованию и науке Государственной Думы.
* Из рекомендательного письма Министерства образования РФ.

ЧАСТЬ III. Организационное развитие учебно-методического комплекса «Социокультурные истоки».
* Положение о Учебно-методическом центре «Истоки» г. Ленска Республики Саха (Якутия).
* Направления деятельности Учебно-методического центра «Истоки» г. Ленска Республики Саха (Якутия).
* Концепция программы «Духовно-нравственное воспитание учащихся Ленского района» Республики Саха (Якутия).
* Устав Межрегиональной общественной просветительской организации «Истоки».
* Положение о Базовой школьной библиотеке муниципального органа управления образования по работе с учебно-методическим комплексом «Социокультурные истоки».
* Устав Государственного образовательного учреждения «Вологодский областной детско-юношеский духовно- просветительский центр «Северная Фиваида».
* Положение о учебно-методическом кабинете Истоковедения Вологодского института развития образования.
* Из информационного письма кафедры и кабинета Истоковедения об использовании активных форм обучения для отслеживания результатов социокультурного развития личности ученика и группы.
* Из методического письма «Дальнейшее развитие ИСТОКОВЕДЕНИЯ в региональной системе образования Вологодской области».
* Методические рекомендации кафедры и учебно-методического кабинета Истоковедения по преподаванию учебного курса «Истоки».
* Должностная инструкция заведующего учебно- методическим кабинетом Истоковедения.
* Должностная инструкция методиста учебно- методического кабинета Истоковедения.
* Положение о конкурсе учебно-методических разработок по теме «Социокультурный системный подход к истокам в образовании».
* Положение о конкурсе «Педагог года. Истоки».
* Положение об областной олимпиаде школьников по ИСТОКОВЕДЕНИЮ.
* Положение о ярмарке «Истоки».
* Положение о конкурсе «Моя семья».
* Положение о Димитриевских образовательных чтениях. Положение о конкурсе для школьников «Рождество Христово — вечной жизни свет!».
* Положение о консультационном центре «Истоки» школы № 13 г. Вологды.
* Положение о кафедре Истоков школы № 13 г. Вологды.
* Положение о школьной олимпиаде по ИСТОКОВЕДЕНИЮ.
* Положение о учебно-методической кафедре.
* О.С. Абрамова. О включении программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» в базисный учебный план дошкольного учреждения.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 5

И.А. Кузьмин. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Истоки».

Часть I. Общие материалы, концепции, программы, методологические разработки.
* И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. «Истоки». Программа для начальной школы (1–4 классы).

Часть II. Развитие стержневой основы Истоковедения.
* Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий.
* И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, В.Н. Синицына. Первая книга как результат социокультурного развития ребенка.
* О.А. Бандяк. Воспитание на социокультурном опыте. Активные формы развития. 1 класс.
* Е.Ю. Давыдова. Рекомендации по использованию «Азбуки Истоков» на занятиях с дошкольниками. Е.А. Губина, Н.С. Кудряшева, Г.И. Лугвина, Н.Б. Майорова, С.В. Перькова, Н.Ю. Твардовская. «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для дошкольного образования.
* Коллектив авторов. Планы итоговых занятий по курсу пропедевтики «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте».
* Коллектив авторов. Комментарии к программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования.
* Коллектив авторов. Активные формы обучения в дошкольном образовании (3–7 лет). Методическое пособие.

Часть III. Развитие единого образовательного пространства.
* И.Ю. Бухтиничева. Программа активного воспитания и взаимодействие детей и родителей в развитии детского творчества.
* М.Г. Корзников. Использование системного подхода в укреплении связи семьи и школы в контексте программы «Истоки».
* Т.М. Громцева. Использование альбомов «А.С. Пушкин «Святая Родина моя!» на уроках русского языка и литературы в общеобразовательной школе.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 6

* И.А. Поздняков. «Истоки»: образование и социум.

Часть I. Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Истоки» (материалы III Всероссийской, IX И X Межрегиональных конференций по Истоковедению).
* И.А. Кузьмин. Действенность Истоков.
* И.А. Кузьмин. Десять лет отечественному Истоковедению.
* И.А. Макарцева. Истоковская педагогическая система и модернизация образования.
* В.В. Судаков. Общественная и культурная значимость Истоков.
* Е.В. Молчанова. Система работы с семьей в региональном образовании Архангельской области в контексте Истоков.
* Н.Ю. Твардовская. Особенности процесса обучения в Истоковедении.
* С.В. Перькова. Работа с семьей как часть целостного воспитательного процесса.
* И.В. Матюшева. Развитие социокультурного пространства как средство формирования личности ребенка, педагога, родителей.
* И.Ю. Слемнева. Системное развитие школьных библиотек в контексте Истоков.
* Т.И. Голубцова. Создание условий для развития образовательного пространства учителей Истоков.
* Т.Н. Караганова. Системное развитие Истоковедения в муниципальном образовании.
* О.В. Разживин. О взаимодействии производственного коллектива «Новленское» с педагогическим коллективом Новленской школы в контексте проекта «Сельская школа как социальный институт».
* С.А. Сивеева. Истоки — основа изменения социума и эффективной деятельности на Кирилловской земле.
* М.Ю. Дудкина. Высокая миссия учителя Истоков.

Часть II. Развитие стержневой основы Истоковедения.
* Т.Н. Смирнова. «Истоки–4». Активные формы обучения (системная разработка). Методическое пособие.
* Т.Д. Паина. «Воспитание на социокультурном опыте», 4 класс. Активные формы обучения. Методическое пособие.

Часть III. Педагогический опыт. Социокультурное развитие детей, родителей и учителя.
* М.Ю. Дудкина. Педагогический опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте» (1–4 классы).

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 7

* В.А. Тестов. «Социокультурные истоки» в контексте развития новой образовательной парадигмы.

Введение.

Глава 1. Традиционная образовательная парадигма.
* 1.1. Понятие образовательной парадигмы.
* 1.2. Традиционная образовательная парадигма.
* 1.3. Технологический подход в образовании.
* 1.4. Цели и ценности образования.
* 1.5. Образовательные модели.

Глава 2. В поисках альтернативы традиционному образованию.
* 2.1. Развивающее обучение.
* 2.2. Гуманизация и гуманитаризация образования.
* 2.3. Личностно-ориентированное обучение.
* 2.4. Педагогика сотрудничества.

Глава 3. Развитие новой образовательной парадигмы.
* 3.1. Новое междисциплинарное мировидение.
* 3.2. Принципы эволюции сложных систем.
* 3.3. Междисциплинарный подход в образовании.
* 3.4. Мягкие образовательные модели.
* 3.5. Модель школы М.П. Щетинина.
* 3.6. Модель «Социокультурные истоки».

Глава 4. Стратегии обучения.
* 4.1. Понятие стратегии обучения.
* 4.2. Психологические основы стратегии обучения.
* 4.3. Стратегия отбора.
* 4.4. Стратегия длительного обучения.
* 4.5. Стратегия поэтапного обучения.
* 4.6. Стратегия обучения на социокультурном опыте.
* 4.7. Стратегия дистанционного обучения.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 8

* М.Ю. Дудкина. Об использовании учебного пособия «Азбука Истоков» в начальной школе.
* М.Ю. Дудкина. Азбука Истоков. Примерный вариант занятий по учебному курсу «Истоки».
* М.Ю. Дудкина. Азбука Истоков. Опыт реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте».

* В.С. Воронцова, М.Ю. Дудкина. Истоки – 2. Поурочное планирование.
Часть I. Родной очаг.
Часть II. Родные просторы.
Часть III. Труд земной.
Часть IV. Труд души.

* Т.Д. Паина. Истоки – 3. Поурочное планирование.
Часть I. Вера.
Часть II. Надежда.
Часть III. Любовь.
Часть IV. София.

* В.Д. Ергина, Т.Н. Смирнова. Истоки – 4. Поурочное планирование.
Часть I. Традиции Образа.
Часть II. Традиции Слова.
Часть III. Традиции дела.
Часть IV. Традиции праздника.

* Н.Б. Красикова, Н.Ю. Твардовская. Истоки – 6. Методическое пособие. Активные формы обучения.
Часть I. Слово и Образ Отечества .
Часть II. Слово и Образ малой Родины.
Часть III. Слово и Образ времени.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 9

* Выступление председателя Отдела по делам молодежи Московского Патриархата Архиепископа Костромского и Галичского Александра.

Часть I. Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Истоки» (программы, материалы V Всероссийской конференции по Истоковедению).
* И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки».
* И.А. Кузьмин. Развитие системы духовно-нравственных ценностей в контексте Истоковедения.
* В.В. Семенцов. Отечественный язык как основа воспитания и обучения.
* О.С. Абрамова. Формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей и их родителей в рамках программы «Истоки» в дошкольном образовании.
* Н.Ю. Твардовская. Формирование системы духовно-нравственных ценностей как методологическая основа современного образования.
* М.Е. Соколова. Анализ результатов мониторинга апробации экспериментального курса «Истоки» в общеобразовательных школах Калининградской области.
* О результатах V Всероссийской конференции по Истоковедению.

Часть II. Развитие стержневой основы Истоковедения.
* Т.И. Голубцова, Н.Б. Красикова. Истоки–7. Методическое пособие. Активные формы обучения.
* В.В. Семенцов. Корнесловное приложение для учителя к учебному пособию «Истоки»–3.
* Л.М. Дубова. Школьная библиотека — центр духовно-нравственного воспитания учащихся.

Часть III. Истоки отечественной литературы. Развитие интегративного потенциала Истоковедения.
* Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. О программе литературного образования школьников.
* О.Ю. Коровина, Н.Б. Красикова, М.И. Апостоли. Истоки отечественной литературы и русского языка «А.С. Пушкин. Святая Родина моя!». Комментарии к комплекту для общеобразовательной школы. 5–6 классы.
* О.Ю. Коровина, Н.Б. Красикова. Истоки отечественной литературы и русского языка «А.С. Пушкин. Святая Родина моя!». Комментарии к комплекту для общеобразовательной школы. 7–8 классы.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 10

И.А. Кузьмин. Системное развитие Истоковедения.

Часть I. Общие материалы, методологические разработки.
* В.И. Шеремет, А.А. Грезнева. Проблема «поколенческой справедливости» и пути ее решения в системе ценностей Национальной социокультурной образовательной программы «Истоки».
* Приложение 1. Учебно-методический комплект «Истоки».
* Приложение 2. О программе «Социокультурные истоки».
* Приложение 3. Из рекомендательного письма Комитета по образованию и науке Государственной Думы № 3,5-707 от 20.07.1998 г.
* Из рекомендательного письма Министерства образования РФ № 27-51-394/14 от 28.06.2002 г.
* Приложение 4. И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. О развитии системы духовно-нравственных ценностей в контексте программы «Социокультурные истоки».
* Приложение 5. И.А. Кузьмин. Действенность истоков.
* Приложение 6. Научно-методические сборники, учебные пособия и тетради, книги для развития по программе «Истоки».
* Приложение 7. Проект Профессионального кодекса учителя 2010 г.

Часть II. Развитие стержневой основы Истоковедения.
* А.В. Камкин, И.А. Кузьмин. Истоки. Программа для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5–11 классы).
* Образовательная программа подготовки и повышения профессиональной квалификации преподавателей Истоковедения.
* Н.Б. Красикова. Истоки–8. Методическое пособие. Активные формы обучения (системная разработка).

ЧАСТЬ III. Интегративный потенциал Истоков.
* Концепция устойчивого развития сельских территорий Вологодской области (проект).
* Приложение 1. Стратегия освоения и развития социокультурного пространства сельских территорий Вологодской области на основе программы «Истоки».

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 11

* О.С. Абрамова. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей.
* О.С. Абрамова, Е.А. Губина, Н.С. Кудряшева, С.В. Перькова. Методические рекомендации к использованию книг для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) по программе духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки».
* О.С. Абрамова, Е.А. Губина, Н.С. Кудряшева, С.В. Перькова, Н.Ю. Твардовская. Работа с родителями в контексте Истоковедения по программе «Моя семья» для дошкольного образования.
* Коллектив авторов. Методическое пособие. Активные занятия для работы с родителями по программе «Моя семья».
* О.С. Абрамова, Е.А. Губина, Н.С. Кудряшева, С.В. Перькова, Н.Ю. Твардовская. Методические рекомендации к системе занятий с родителями по программе «Моя семья».
* Из опыта работы дошкольного образовательного учреждения № 99 г. Вологды по духовно-нравственному развитию личности ребенка-дошкольника в контексте Истоковедения.
* О.С. Абрамова, В.Б. Королева. Конспекты занятий по познавательно-экологическому проекту «Всеми любимая, сердцем хранимая Вологодская наша земля» и «Тихая моя Родина».
* Коллектив авторов. Конспекты занятий по социокультурному проекту «Моя семья».
* О.С. Абрамова, Н.Л. Казакова, Н.А. Скалюк, Г.П. Шапошникова. Конспекты проведения экскурсий по проекту «Музейная педагогика».
* О.А. Лисина. Конспекты проведения занятий по проекту «Народная игрушка».
* А.А. Павлова. Конспекты занятий по фольклорно-игровому проекту «Золотые ворота».
* Коллектив авторов. Конспекты занятий с детьми 5–6 и 6–7 лет по историко-культурологическому проекту «Защитники земли Русской».
* В.В. Ващенко, Л.И. Горшкова, Е.А. Губина, Е.В. Плотникова, А.В. Цивилева. Конспекты занятий с детьми 3–7 лет по социокультурному проекту «Круг чтения».
* З.И Савенкова, Т.Н. Трунова. Из педагогического опыта реализации программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовательном учреждении № 34 «Звездочка» г. Серпухова.

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 12

* О центрах развития Истоков.

Часть I. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения.
* О полном соответствии программы «Социокультурные истоки» требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
* Примерный вариант развития программы «Истоки» в региональной части базисного учебного плана.
* И.А. Кузьмин, А.В. Камкин. Основные положения программы духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки» в контексте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Нормативно-правовая база.
* Стержневая основа духовно-нравственного развития и воспитания образовательного учреждения.
* Взаимодействие Семьи, Школы и общественных организаций.

Часть II. Развитие стержневой основы Истоковедения.
* И.А. Кузьмин, М.А. Сергеева, Н.А. Костромина. «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для 5–8 классов.
* Программа духовно-нравственного развития и воспитания «Социокультурные истоки» в структуре Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Методические рекомендации (5–9 классы).
* М.Ю. Дудкина. Работа с родителями в контексте Истоковедения по программе «Моя семья» для начальной школы.

Часть III. Развитие единого образовательного пространства (по материалам X Всероссийской конференции «Развитие духовно-нравственной основы образования в контексте программы «Социокультурные истоки»: Взаимодействие Церкви, Семьи и Школы», г. Москва, 2012 г.)
* И.А. Кузьмин. О развитии Истоковедения на современном этапе.
* О.С. Абрамова. О реализации программы «Социокультурные истоки» в системе дошкольного образования.
* С.В. Перькова. Духовно-нравственное развитие детей и их родителей в дошкольном образовании.
* Е.Н. Зеркевич. Формирование целостного воспитательного пространства на муниципальном уровне в контексте программы «Истоки».

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 13-14

* Л.П. Сильвестрова. Система оценивания в Истоковедении.

Часть I. Развитие стержневой основы Истоковедения в общеобразовательной школе.
* Л.А. Тютина. Рабочая программа по учебному курсу «Истоки» (1–4 классы).
* Л.А. Тютина. Рабочая программа по учебному курсу «Истоки» (5–9 классы).

Часть II. Педагогический опыт реализации программы «Социокультурные истоки» в общеобразовательной школе.
* М.В. Шабанова. Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника через систему активных занятий для детей и родителей по программе «Воспитание на социокультурном опыте».
* О.В. Кравченко. Роль интегрированных уроков преподавания «Истоков» в формировании духовно-нравственных качеств обучающихся начальных классов.
* А.А. Семенкова. Формирование социокультурной компетенции средствами программы «Воспитание на социокультурном опыте» (на основе программ «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»).
* О.А. Кобякова. Интеграция уроков обществознания и Истоков и использование социокультурной технологии в преподавании обществоведческого курса.
* Т.В. Семенова. Создание образовательной среды в школе как фактор формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.

Часть III. Развитие стержневой основы Истоковедения в начальном профессиональном образовании.
* И.А. Кузьмин. Развитие системы духовно-нравственных ценностей в начальном профессиональном образовании.
* Выступление А.А. Анохина, начальника Департамента образования и науки Костромской области.
* Коллектив авторов. Программа развития ценностной основы профессионального мастерства на основе Истоковедения.
* О.В. Быковская, Е.В. Охлопкова, Е.Л. Чуйкова. Система активных занятий по программе «Воспитание на социокультурном опыте».

Часть IV. Развитие интегративного потенциала Истоковедения в начальном профессиональном образовании.
* М.И. Моисеенко. Деятельность образовательного учреждения по сохранению и развитию традиционных народных промыслов Вологодской области.
* Е.В. Коссович. Состояние народных художественных промыслов Вологодчины и задачи профессионального учреждения.
* С.А. Поповчева. Образовательная программа подготовки кадров художественно-ремесленного профиля.
* Г.Н. Рысева. Социокультурный системный подход к Истокам в образовании как условие реализации образовательной программы.
* Т.Н. Коряковская. Формирование профессионально-значимых качеств личности на уроках общеобразовательных дисциплин.
* Г.М. Садовская. Художественная подготовка учащихся на II ступени обучения по профессии «Мастер народных художественных промыслов».
* В.Н. Залесова. Регионализация содержания образования по профессии «Кружевница».
* О.Г. Чегодаева. Модернизация содержания образования по профессии «Вышивальщица».
* Г.Г. Кислухина. Обновление содержания образования по профессии «Художник» с учетом традиционных росписей Севера.
* И.И. Ласукова. Роль воспитательной системы «Социализация личности» в становлении мастера народных художественных промыслов.
* Е.С. Левченко. Система управления образовательным учреждением. Мониторинг профессионально-личностного развития учащихся и педагогов.
* Т.Э. Кириллова. Программа дополнительного образования I и II курсов профессионального лицея «Животворящие святыни».
* Т.Э. Кириллова. Русская Фиваида на Севере.
* Т.Н. Украинская. Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь.
* В.В. Рыбин. Свято-Успенский Кирилло-Белозерский мужской монастырь.
* Е.Р. Стрельникова. Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь.
* Е.Р. Стрельникова. На острове Патриарха Никона.

Часть V. Педагогический опыт реализации программы «Социокультурные истоки» в начальном профессиональном образовании. Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию.
* Е.В. Охлопкова. Развитие стержневой основы Истоковедения в начальном профессиональном образовании.
* И.А. Кудряева, Н.А. Розанова. Духовно-нравственное воспитание по программе «Я — галичанин, сын своего Отечества».

ИСТОКОВЕДЕНИЕ, т. 15

Организация проведения мониторинга.

Методические рекомендации и Показатели оценки мониторинга.
* Приложение 1. Показатели оценки формирования основ духовно-нравственного развития ребенка дошкольного возраста и их выраженность в баллах в процессе освоения программы «Социокультурные истоки» по 5 аспектам качества образования.

Образовательный инструментарий к проведению мониторинга.
* Приложение 2. Диагностическая беседа с детьми 3–7 лет по курсу пропедевтики «Истоки».
* Приложение 3. Книги для развития детей 3–7 лет в педагогическом мониторинге.
* Приложение 4. Альбомы для рисования в мониторинге детского развития.

Индивидуальные результаты духовно-нравственного развития.
* Приложение 5. Дневник формирования основ духовно-нравственного развития детей 3–7 лет в процессе освоения программы «Социокультурные истоки».
* Приложение 6. Подведение итогов мониторинга. Индивидуальный «портрет» формирования основ духовно-нравственного развития ребенка.
* Приложение 6.1. Индивидуальный профиль духовно-нравственного развития личности ребенка.
* Приложение 7. Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения (воспитательный идеал).
* Приложение 8. Анкета «Ребенок глазами родителей».

Мониторинг развития группы детей.
* Приложение 9. Групповой «портрет» сформированности основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста.
* Приложение 10. Сводная таблица результатов мониторинга формирования основ духовно-нравственного развития группы детей.

Этапы духовно-нравственного развития.
* Приложение 11. Этапы духовно-нравственного развития ребенка-дошкольника в процессе реализации программы «Социокультурные истоки».
Издательский дом "ИСТОКИ" © 2004—2016
т./ф.: (495) 737-41-94, (495) 225-15-71
e-mail: istoky@col.ru